+ 7 (960) 407 33 88
audit2s@mail.ru

Пн - ПТ 8.00 - 17.00
Сб и Вс выходной

» Налоговый аудит

Цель аудита расчётов с бюджетом – подтверждение достоверности бухгалтерской отчётности проверяемого экономического субъекта в части отражения задолженности перед бюджетом по налогам и иным обязательным платежам.

Задолженность по налогам является обязательством юридических лиц перед бюджетом и обычно имеет определенную дату уплаты.

Наибольшее влияние на финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика оказывают налог на прибыль организаций (далее – налог на прибыль, его уплату регламентирует глава 25 Налогового кодекса РФ) и налог на добавленную стоимость (далее – НДС, глава 21 Налогового кодекса). Указанные налоги вызывают больше всего трудностей как при расчёте, так и при проведении проверки. По остальным налогам достаточно описать общие процедуры детальной проверки, которые могут применяться аудиторами.

1.Налог на прибыль организаций

Аудиторская проверка расчётов по налогу на прибыль включает:

  1. анализ ежеквартальных авансовых платежей на основе расчёта налога за квартал;
  2. проверку расчёта налога на прибыль за отчётный период;
  3. анализ задолженности по налогу на прибыль на основе результатов деятельности за отчётный период.

В ходе проверки аудитор должен осуществить следующие процедуры:

  1. сопоставление остатка по счёту учёта налога на прибыль с данными журнала Главной книги или оборотно-сальдовой ведомости;
  2. подготовку расчёта по остаткам задолженности по налогу на прибыль и выверку остатков;
  3. анализ расчёта налога на прибыль, сделанного клиентом, и всех значительных расхождений между фактической и расчётной суммами налога на прибыль;
  4. обсуждение с клиентом факторов, повлиявших на расчёт налога. Причина различий между расчётной и фактической суммой налога должна быть объяснена и отражена в документах;
  5. пересчёт и проверку правильности подсчётов;
  6. сверку авансов по налогу на прибыль по предварительной и окончательной сумме налога.

Анализ квартальных авансовых платежей, подготовленных на расчётах за отчётный период, должен основываться на выверке квартальных платежей по выпискам банка, документации по предварительным расчётам налога и анализе своевременности авансовых платежей во избежание последующих штрафов и пеней.

Проверка фактической задолженности налога на прибыль на основе результатов операций будет включать:

  1. сверку прибыли до уплаты налогов по счёту прибылей и убытков;
  2. сверку задолженности по налогу на прибыль с данными окончательной налоговой декларации;
  3. пересчёт и проверку правильности задолженности налога на прибыль за год с указанием правильности применения ставки налога и использования льгот, соответствия сроков уплаты налогов.

Нами разработаны внутрифирменные стандарты по проверке налога на прибыль:

  1. Программа проверки расходов для целей налогообложения прибыли;
  2. Аудит расчета налога на прибыль по ПБУ 18/02;
  3. Аудит расчета налога на прибыль.

 

2.НДС

Аудиторская проверка НДС включает следующие процедуры:

  1. анализ налоговых отчётов за предыдущие периоды, выявление вопросов, по которым имелись замечания, и выполнение рекомендаций по этим вопросам;
  2. сравнение остатков по счетам НДС за текущий период с остатками за предыдущие периоды и анализ значительных или необычных отклонений;
  3. сравнение фактических ставок за текущий период и анализ значительных или необычных отклонений;
  4. анализ уплаты платежей в бюджет за отчётный период.

При аудиторской проверке НДС, уплаченного при приобретении товаров, работ и услуг, необходимо проанализировать расчёты НДС при приобретении оборотных средств и НДС, который возмещается из бюджета.

При анализе НДС по приобретению оборотных средств проводится детальная проверка остатков по Главной книге (ОСВ), составления баланса по расчётам с бюджетом и первичных документов.

Суммы налога, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учёт основных средств и нематериальных активов.

При анализе уплаченного НДС, который возмещается из бюджета, аудиторы проводят:

  1. выверку по дебету счёта 68, субсчёт «Расчёты по НДС»;
  2. выверку данных о расчётах по налогу, представляемых в налоговый орган;
  3. составление баланса (с целью проверки) и выборку первичных документов для проверки правильности учёта, уплаченного НДС по полученным запасам, материальным и нематериальным средствам, работам и услугам.

Данная процедура предполагает точное распределение по отчётным периодам расчётов с бюджетом по НДС.

При проверке правильности учёта, полученного НДС, включаемого в стоимость реализуемых товаров, работ и услуг, и соответствия задолженности по НДС перед бюджетом аудиторы должны:

  1. выверить остатки по Главной книге или ОСВ;
  2. составить сводную ведомость и проанализировать данные счета расчётов по НДС;
  3. выверить данные по расчётам налога, представленные в налоговую инспекцию;
  4. проанализировать правильность применения ставок налога в зависимости от характера бизнеса и типа реализуемой продукции;
  5. пересчитать задолженность по НДС за отчётный период;
  6. проанализировать правильность применения льгот по НДС в соответствии с законодательными актами;
  7. определить периодичность уплаты НДС на основе расчёта среднемесячной задолженности по НДС;
  8. провести выборочную проверку правильности составления документации и расчётов по налогу путем сравнения с данными банковских выписок во избежание пеней и штрафов.

Нами разработана программа «Аудит расчета налога на добавленную стоимость».

3.Расчёты по другим налогам и сборам

Рассмотрим кратко, как производится детальная проверка других налогов. Целью проведения аудита по этим счетам является проверка учёта других налогов и соответствия задолженности бюджету. Для этого аудиторам необходимо осуществить:

  1. выверку остатков по Главной книге и ОСВ;
  2. анализ данных по расчётам;
  3. сверку данных с расчётами налога, представленными в налоговую инспекцию и полученных от них актов сверки расчетов;
  4. анализ правильности применения ставок и методов расчёта налога в зависимости от характера бизнеса и вида производимой продукции (работ, услуг).
  5. Учитывая то, что некорректное определение налоговых обязательств может привести к существенным финансовым потерям, аудиторы должны особое внимание уделить организации и технологии проведения указанного участка проверки. Чтобы успешно провести проверку, следует:
  6. привлекать к проверке расчётов с бюджетом высококвалифицированных специалистов;
  7. обеспечивать сотрудников оперативной информацией и нормативными документами по вопросам налогообложения;
  8. организовать внутрифирменный обмен информацией и разработками по актуальным вопросам налогообложения с тем, чтобы аудиторы повторно не работали над решением типичных проблем;
  9. организовать эффективный контроль качества письменной информации по вопросам налогообложения, предоставляемой клиентам;
  10. выработать внутрифирменный подход к технологии налогового консультирования и разработать специальные формы рабочих документов, которые должны оформляться по результатам проверки расчётов с бюджетом.

При проверке расчётов с бюджетом нельзя полагаться лишь на формальное соблюдение аудиторской процедуры. Поэтому окончательное заключение о состоянии расчётов с бюджетом должен делать руководитель проекта, который имеет возможность оценить весь комплекс выявленных отклонений и их влияние на формирование налогооблагаемых баз по основным налогам.

При расчётах с бюджетом, особенно по акцизам, следует обратить внимание на счета предприятия и перечисление их в бюджет по видам акцизов и процентного соотношения этих платежей. Проверка акцизных платежей осуществляется налоговыми службами ежемесячно, поэтому правильное их начисление является первоочередным для уменьшения непроизводственных расходов и штрафных санкций.

Нами разработаны внутрифирменные стандарты по проверке следующих налогов и сборов:

  1. Аудит расчетов по земельному налогу;
  2. Аудит налога на имущество;
  3. Аудит расчетов по налогу на добычу полезных ископаемых;
  4. Аудит транспортного налога.

В каждой программе подробно расписан алгоритм действий аудитора при проверке указанных налогов.